Как выбрать трюковый самокат
Виды трюковых самокатов
Трюковые самокаты, или кикскуты, отличаются от обычных городских самокатов тем, что на них можно выполнять различные трюки.
Для того чтобы ездоки смогли это сделать, трюкачи изготавливают из максимально легких и прочных материалов. Но на этом различия не заканчиваются: кикскуты имеют особые колеса, крепления и узловые элементы, словом, все то, что делает их высокотехнологичным спортивным снарядом. Основные отличия трюкового самоката от обычного следующие:
- Рулевая колонка с определенным градусом наклона, особым укреплением и нерегулируемой высотой.
- Сварная рама, изготовленная из высокопрочного авиационного алюминия.
- Высококлассные промышленные подшипники, обеспечивающие крейсерскую скорость
- Колеса меньшего, чем у обычных самокатов, диаметра
В условиях города используются два стиля катания на трюкачах:
- Катание в скейт-парке
- Катание на улице
Любителям паркового катания необходим легкий снаряд с узкой и компактной декой и более низким рулем. Поскольку парковые трюки выполняются в специально отведенной для этого зоне с выверенными конструкциями, на самокаты действуют меньшие, чем в уличном катании, нагрузки. Колеса могут быть разными, но большинство райдеров предпочитает 110-миллиметровые. Чтобы обеспечить контроль при полете, руль пакового кикскута должен быть шире обычного.
Пеги, которые чаще используются стрит-райдерами, могут быть использованы и в парковом катании. Они могут быть выполнены из легкого, не вредящего парковое покрытие алюминия.
Если твоя стихия – скольжение в стиле стрит по уличным граням, ступеням и парапетам, то и самокат должен быть для этого соответствующим: более прочным и тяжелым, с 3-компонентным, или усиленным алюминиевым рулем. В стрит-катании пеги имеют очень большое значение. Дека должна быть чуть толще, чем у паркового варианта. Типичные колеса для этого стиля – в районе 100 мм. Следует помнить, что чем они меньше, тем жестче: прыжок с 2-метрового пролета вызывает нагрузку в пять раз превышающую вес ездока!
Пеги для стрита должны быть сделаны из стали (алюминиевые не выдержат и нескольких дней).
Что касается геометрии руля и деки, то это, что в парке, что в стрите - дело вкуса, особых правил тут не существует.
Особенности анатомии трюковых самокатов
Руль
Рули бывают 2-компонентными (или Т-образными) и 3-компонентными (Bat-wing)
Двухкомпонентные рули отличаются простотой и безопасностью: на них нет отверстий, которые могли бы быть дополнительными источниками травм. В самокатах средней и верхней ценовых категорий Т-образные рули изготовлены из материалов повышенной прочности, что помогает избежать усилений.
Трехкомпонентные рули выглядят более массивными, но нагрузка в них равномерно распределена. Самое главное их преимущество – прочность, которая достигается благодаря конструкции Bat-wing. Такая структура придает рулю большую прочность, поэтому знатоки ценят наличие Bat-wing в недорогих моделях. Такие рули «приподнимают» центр тяжести самоката, тем самым облегчая его вращение. Но управление при этом несколько усложняется.
Помимо этого, рули могут отличаться по ширине, но это уже дело вкуса и привычки. Однако стоит отметить что широкие (oversized) рули поддерживают только компрессию типа SCS.
Компрессия
Компрессионная система – это специальный узел, отвечающий за надежность крепления руля самоката к вилке.
Существуют следующие виды компрессии:
- Резьбовая. Самая простая компрессия, состоящая из зажимающего руль хомута и гайки с резьбой. Этот вид предполагает использование и шариковых и промышленных подшипников.
- SCS, или Standart Compression System. Это более тяжелая и надежная компрессия, использующая прямое соединение. Представляет собой якорь и расположенный внутри вилки болт. Единственный небольшой минус – массивность детали, которая может повлиять на баланс самоката.
- ICS, или Inverted Compression System. Это самый редкий и более легкий вид компрессии, использующий обратное соединение. Внутри руля установлена якорная «ромашка», а болт проходит через вилку снизу. К минусам относится необходимость иногда подтягивать болт, снимая при этом колесо.
- HIC, или Hidden Compression System, которая использует маскированное соединение. Кроме якоря и болта, компрессия достигается и за счет находящейся внутри руля проставки (на рисунке – желтого цвета). Снаружи детали зажимаются хомутом. Достоинства этого вида компрессии – легкость и высокая надежность.
Рулевая колонка
Рулевая колонка – это механизм, вращающий руль и поворачивающий переднее колесо. Состоит из подшипников, вилки, крышки и проставочных колес.
Различают интегрированные и неинтегрированные рулевые колонки.
- Интегрированная колонка отличается от неинтегрированной тем, что она непосредственно вставлена в раму самоката. Во всех интегрированных рулевых используются промышленные подшипники, отличающиеся высокой выносливостью и износостойкостью.
- Неинтегрированная колонка имеет специальные «чашки». В рулевую такая колонка запрессовывается с помощью особого инструмента.
Колеса
Самый распространенный диаметр колеса для трюкача 100-110 мм.
- 100-миллиметровые колеса имеют меньшую длину спиц и поэтому считаются прочнее своих ближайших собратьев.
- 110-миллиметровые колеса помогают увеличить накат и скорость железного коня
Бывают и колеса других размеров, и, обычно, чем меньше размер колеса, тем лучше подвижность и маневренность кикскута. Правда, для трюкачей «дерт»-типа это правило не работает: им нужны большие надувные колеса, и чем больше будет их диаметр, тем выше скорость такого самоката.
Колеса могут крепиться либо на оси, либо на болтах. Крепление на оси обеспечивает легкость и надежность самоката. Болты увеличивают его прочность (пеги, к примеру, должны быть только на болтах).
Дека
Деки бывают разной длины и ширины. Правильный выбор деки зависит не только от стиля катания, но часто и от размера обуви ездока.
Ширина. Для стрит райдеров подходят более широкие деки: на них проще устоять и ловить уличные скольжения и трюки. Парковым же райдерам подойдут узкие и компактные.
Длина тоже имеет значение: чем короче дека, тем легче вращается самокат, хотя это несколько снижает устойчивость. Поэтому, если ты пока новичок, то более длинная дека будет предпочтительней.
Деку изготавливают из высококлассного алюминия, поэтому цена трюкача очень зависит от размера деки.
Как правильно выбрать самокат для трюков
Некоторые начинающие райдеры думают, что чем «круче» и дороже трюкач, тем быстрее и лучше они освоят катание. Так ли это?
Трюковые самокаты верхней ценовой категории отличаются легкостью и предназначены для профессионалов, безошибочно и четко делающих все трюки. У новичка же с первого раза (а может быть, даже с первого десятка раз) не получится докрутить вращение и сгладить приземление, что может привести к быстрой поломке облегченной профессиональной модели.
Поэтому лучше уделить внимание агрегатам, стоящим 7-17 тысяч рублей, которые позволяют выполнять приличные трюки как в парке, так и на улице. Поскольку легкость самоката достигается за счет качества материала и его узлов, становится ясным, почему, чем легче кикскут, тем он дороже.
Сегодня все детали, выпускаемые для трюкачей, строго стандартизированы. Их можно легко найти в каталогах магазинов, торгующих трюковыми самокатами, поэтому замена или апгрейт любой части аппарата не представляет никакой сложности.
Словарь
- Баренд – заглушка руля
- Вилка – деталь, удерживающая переднее колесо
- Грипсы – мягкие ручки на руле
- Дека – доска (платформа), на которой стоит ездок
- Компрессия и хомут – система, скрепляющая вилку, руль и деку
- Пега – втулка, которая фиксируется на внешней стороне оси колеса; обеспечивает удобное скольжение при стрит-стиле
- Рулевая колонка – механизм, обеспечивающий вращение руля и вилки самоката